Приветствую ВасГость | RSS | Регистрация | Вход

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Школа № 155"

городского округа Самара

Меню сайта
Вход на сайт

Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Конструктор задач

     

    Данный конструктор разработан на основе таксономии целей К.Блума, предполагающей поэтапную работу с информацией.

    Этапы работы с информацией: ознакомление - понимание -применение - анализ - синтез - оценка.

    Задания для учащихся формируются на основе готовых фраз(клише), приведенных ниже.

    Каждому этапу обучения соответствует свой тип заданий, но это не исключает и использование разных типов заданий, например, при первом знакомстве с материалом можно предложить учащимся оценить значимость явления(закона, события), проанализировать структуру.

    Конструктор задач

     

    Ознакомление

    Назовите основные части...

    Сгруппируйте вместе все...

    Составьте список понятий, касающихся...

    Расположите в определенном порядке...

    Изложите в форме текста...

    Вспомните и напишите...

    Прочитайте самостоятельно...

     

    https://sites.google.com/site/appocio/_/rsrc/1293356815871/didakticeskie-posobia/konstruktor-zadac/images-%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D0%BD%D0%B5%D1%83%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%88%D0%BD%D1%8B%D0%B5.jpg?height=200&width=134

    Понимание

    Объясните причины того, что...

    Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы...

    Покажите связи, которые, направлены на ...

    Постройте прогноз развития...

    Прокомментируйте положение о том, что...

    Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что...

    Привидите примеры того, что(как, где) ...

     

    https://sites.google.com/site/appocio/_/rsrc/1293362616111/didakticeskie-posobia/konstruktor-zadac/%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%B6.jpg?height=140&width=200

    Применение

    Изобразите информацию о...графически

    Предложите способ, позволяющий...

    Сделайте эскиз рисунка(схемы), который показывает...

    Сравните ... и ..., а затем обоснуйте...

    Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что...

    Проведите презентацию...

    Рассчитайте на основании данных о...

    https://sites.google.com/site/appocio/_/rsrc/1293356711562/didakticeskie-posobia/konstruktor-zadac/dog.png

    Анализ

    Раскройте особенности...

    Проанализируйте структуру... с точки зрения...

    Составьте перечень основных свойств..., характеризующих... с точки зрения...

    Постройте классификацию ... на основании ...
    Найдите в тексте(модели, схеме и т.п.) то, что...

    Сравните точки зрения... и ... на...

    Выявите принципы, лежащие в основе...

     

     

    https://sites.google.com/site/appocio/_/rsrc/1293362202729/didakticeskie-posobia/konstruktor-zadac/12.jpg?height=142&width=200

    Синтез

    Предложите новый(иной) вариант...

    Разработайте план, позволяющий(перпятствующий)...

    Найдите необычный способ, позволяющий...

    Придумайте игру, которая...

    Предложите новую(свою) классификацию...

    Напишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития...

    Изложите в форме ... свое мнение (понимание)...

    https://sites.google.com/site/appocio/_/rsrc/1293362477329/didakticeskie-posobia/konstruktor-zadac/%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B72.gif


    Оценка

    Ранжируйте... и ... обоснуйте...

    Определите, какое из решений является оптимальным для ... на ваш взгляд, существуют между...

    Оцените значимость... для...

    Определите возможные критерии оценки...

    Выскажите критические суждения о...

    Оцените возможности... для...

    Проведите экспертизу состояния...

    В дидактике формы организации процесса обучения раскрываются через способы взаимодействия педагога с учащимися при решении образовательных задач. Они решаются посредством различных путей управления деятельностью, общением, отношениями. В рамках последних реализуется содержание образования, образовательные технологии, стили, методы и средства обучения.

    Ведущими формами организации процесса обучения являются урок, занятие.

    Одна и та же форма организации обучения может изменять структуру и модификацию, в зависимости от задач и методов учебной работы. Например, урок-игра, урок-конференция, диалог, практикум.

    В школе, наряду с уроками, функционируют и другие организационные формы (факультатив, кружок, лабораторный практикум, самостоятельная домашняя работа). Существуют и определенные формы контроля: устные и письменные экзамены, контрольная или самостоятельная работа, зачет, тестирование, собеседование.

    Особенности школьного урока:

     урок предусматривает реализацию функций обучения в комплексе (образовательной, развивающей и воспитывающей);

     дидактическая структура урока имеет строгую систему построения:

     определенное организационное начало и постановка задач урока;

     актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домашнего задания;

     объяснение нового материала;

     закрепление или повторение изученного на уроке;

     контроль и оценка учебных достижений учащихся в течение урока;

     подведение итогов урока;

     задание на дом;

     содержание урока соответствует образовательному государственному стандарту, учебной программе соответствующей школьной дисциплины в рамках школьного учебного плана;

     каждый урок является звеном в системе уроков;

     урок соответствует основным принципам обучения; в нем учитель применяет определенную систему методов и средств обучения для достижения поставленных целей урока;

     основой построения урока является умелое использование методов, средств обучения, а также сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и учет их индивидуально-психологических особенностей.

    Особенности урока обусловлены его целью и местом в целостной системе обучения. Каждый урок занимает определенное место в системе учебного предмета, при изучении конкретной школьной дисциплины.

    • урока воплощает закономерности и логику процесса обучения.

    Типы уроков определяются особенностями главных задач, разнообразием содержательно-методической инструментовки и вариативностью способов организации обучения.

    1. Комбинированный урок (наиболее распространенный тип урока в практике). Его структура: организационная часть (1-2 мин), проверка до него задания (10-12 мин), изучение нового материала (15-20 мин), закрепление и сопоставление нового с ранее изученным материалом, выполнение практических заданий (10-15 мин), подведение итога урока (5 мин), домашнее задание (2-3 мин).

    2. Урок изучения нового материала применим, как правило, в практике обучения старшеклассников. В рамках данного типа проводятся урок-лекция проблемный урок, урок-конференция, киноурок, урок-исследование. Эффективность урока данного типа определяется качеством и уровнем освоения нового учебного материала всеми учениками.

    3. Урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков проводится в виде семинара, практикума, экскурсии, самостоятельных работ и лабороторного практикума. Значительную часть времени занимает повторение и закрепление знаний, практическая работа по применению, расширению и углублению знаний, по формированию умений и закреплению навыков.

    4. Урок обобщения и систематизации нацелен на системное повторение крупных блоков учебного материала по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предметом в целом. При проведении такого урока учитель ставит перед учениками проблемы, указывает источники получения дополнительной информации, а также типичные задачи и практические упражнения, задания и работы творческого характера. В ходе таких уроков осуществляется проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по нескольким темам, изучаемым на протяжении длительного периода-четверти, полугодия, года обучения.

    5. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков предназначен для оценки результатов учения, диагностики уровня обученности учеников, степени готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в различных ситуациях обучения. Он также предполагает внесение изменений в работу педагога с конкретными учениками. Видами таких уроков в школьной практике могут быть устный или письменный опрос, диктант, изложение или самостоятельное решение задач и примеров, выполнение практических работ, зачет, экзамен, самостоятельная или контрольная работа, зачет, тестирование. Все эти виды уроков организуются после изучения крупных тем и разделов учебного предмета. По результатам итогового урока следующее занятие посвящается анализу типичных ошибок, «пробелов» в знаниях, определению дополнительных заданий.

    В школьной практике используют и другие типы уроков, такие как урок-соревнование, консультация, взаимообучение, лекция, межпредметный урок, игра.

    Лекция. Общий структурный каркас любой лекции — это формулировка темы,сообщение плана и рекомендуемой литературы для самостоятельной работы, а затем — строгое следование плану предложенной работы.

    В качестве основных требований к чтению лекции выдвигают:

     

    • высокий научный уровень излагаемой информации, имеющей, как правило мировоззренческое значение;

    • большой объем четко и плотно систематизированной и методически перера ботанной современной научной информации;

    • доказательность и аргументированность высказываемых суждений;

    • достаточное количество приводимых убедительных фактов, примеров, тек стов и документов;

    • ясность изложения мыслей и активизация мышления слушателей, постанов ка вопросов для самостоятельной работы по обсуждаемым проблемам;

    • анализ разных точек зрения на решение поставленных проблем;

    • выведение главных мыслей и положений, формулировка выводов;

    • разъяснение вводимых терминов и названий; предоставление студентам воз можности слушать, осмысливать и кратко записывать информацию;

    • умение установить педагогический контакт с аудиторией; использование ди дактических материалов и технических средств;

    • применение основных материалов текста, конспекта, блок-схем, чертежей, таблиц, графиков.

     

    Виды лекций

    1. Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы по данному курсу. Лектор знакомит студентов с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учеб ных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Дается краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена из вестных ученых, излагаются перспективные направления исследований. На этой лекции высказываются методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также дается анализ учебно-методической литерату ры, рекомендуемой студентами, уточняются сроки и формы отчетности.

    2. Лекция-информация. Ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы.

    3. Обзорная лекция — это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию. Как правило, стержень изла гаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концепту альная основа всего курса или крупных его разделов.

    4. Проблемная лекция. На этой лекции новое знание вводится через проблем-ность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследователь ской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современ ных точек зрения.

    5. Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекци онного материала средствами ТСО или аудиовидеотехники. Чтение такой лек ции сводится к развернутому или краткому комментированию просматривае мых визуальных материалов (натуральных объектов — людей в их действиях и поступках, в общении и в разговоре; минералов, реактивов, деталей машин; картин, рисунков, фотографий, слайдов; символических, в виде схем, графов, графиков, моделей).

    6. Бинарная лекция — это разновидность чтения лекции в форме двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика, преподавателя и студента).

    7. Лекция с заранее запланированными ошибками рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.

    8. Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.

    9. Лекция-консультация может проходить по разным сценариям. Первый вариант осуществляется по типу «вопросы—ответы». Лектор отвечает в течении лекционного времени на вопросы студентов по всем разделам или всему курсу. Второй вариант такой лекции, представляемой по типу «вопросы—ответы—дискуссия», является трояким сочетанием: изложение новой учебной информации лектором, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы.

    В практике высшей школы используются и другие виды лекционной формы обучения.

     

    Резюме

    Среди большого числа и разнообразия видов организации процесса обучения в школе каждый вид или тип решает определенный набор дидактических задач и выполняет свое назначение. Их разнообразие на практике говорит о творчестве и мастерстве учителей школ, заинтересованных в результативности своей работы.

     

     

    Страничка учителя математики Фоломеевой И.В.



    Страничка учителя истории и обществознания Тереховой И.Н

    Страничка учителя математики и информатики Васильевой Л.В.

    Сайт учителя начальных классов Хоружевой И.А.

    Страничка учителя информатики Козыревой Ю.Л.

    Страничка учителя физической культуры Кочмаревой А.А.