Пятница, 26.04.2024, 01:07

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

"Школа № 155" городского округа Самара

Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Block title
Block content

Конструктор задач

 

Данный конструктор разработан на основе таксономии целей К.Блума, предполагающей поэтапную работу с информацией.

Этапы работы с информацией: ознакомление - понимание -применение - анализ - синтез - оценка.

Задания для учащихся формируются на основе готовых фраз(клише), приведенных ниже.

Каждому этапу обучения соответствует свой тип заданий, но это не исключает и использование разных типов заданий, например, при первом знакомстве с материалом можно предложить учащимся оценить значимость явления(закона, события), проанализировать структуру.

Конструктор задач

 

Ознакомление

Назовите основные части...

Сгруппируйте вместе все...

Составьте список понятий, касающихся...

Расположите в определенном порядке...

Изложите в форме текста...

Вспомните и напишите...

Прочитайте самостоятельно...

 

https://sites.google.com/site/appocio/_/rsrc/1293356815871/didakticeskie-posobia/konstruktor-zadac/images-%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D0%BD%D0%B5%D1%83%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%88%D0%BD%D1%8B%D0%B5.jpg?height=200&width=134

Понимание

Объясните причины того, что...

Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы...

Покажите связи, которые, направлены на ...

Постройте прогноз развития...

Прокомментируйте положение о том, что...

Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что...

Привидите примеры того, что(как, где) ...

 

https://sites.google.com/site/appocio/_/rsrc/1293362616111/didakticeskie-posobia/konstruktor-zadac/%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%B6.jpg?height=140&width=200

Применение

Изобразите информацию о...графически

Предложите способ, позволяющий...

Сделайте эскиз рисунка(схемы), который показывает...

Сравните ... и ..., а затем обоснуйте...

Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что...

Проведите презентацию...

Рассчитайте на основании данных о...

https://sites.google.com/site/appocio/_/rsrc/1293356711562/didakticeskie-posobia/konstruktor-zadac/dog.png

Анализ

Раскройте особенности...

Проанализируйте структуру... с точки зрения...

Составьте перечень основных свойств..., характеризующих... с точки зрения...

Постройте классификацию ... на основании ...
Найдите в тексте(модели, схеме и т.п.) то, что...

Сравните точки зрения... и ... на...

Выявите принципы, лежащие в основе...

 

 

https://sites.google.com/site/appocio/_/rsrc/1293362202729/didakticeskie-posobia/konstruktor-zadac/12.jpg?height=142&width=200

Синтез

Предложите новый(иной) вариант...

Разработайте план, позволяющий(перпятствующий)...

Найдите необычный способ, позволяющий...

Придумайте игру, которая...

Предложите новую(свою) классификацию...

Напишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития...

Изложите в форме ... свое мнение (понимание)...

https://sites.google.com/site/appocio/_/rsrc/1293362477329/didakticeskie-posobia/konstruktor-zadac/%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B72.gif


Оценка

Ранжируйте... и ... обоснуйте...

Определите, какое из решений является оптимальным для ... на ваш взгляд, существуют между...

Оцените значимость... для...

Определите возможные критерии оценки...

Выскажите критические суждения о...

Оцените возможности... для...

Проведите экспертизу состояния...

В дидактике формы организации процесса обучения раскрываются через способы взаимодействия педагога с учащимися при решении образовательных задач. Они решаются посредством различных путей управления деятельностью, общением, отношениями. В рамках последних реализуется содержание образования, образовательные технологии, стили, методы и средства обучения.

Ведущими формами организации процесса обучения являются урок, занятие.

Одна и та же форма организации обучения может изменять структуру и модификацию, в зависимости от задач и методов учебной работы. Например, урок-игра, урок-конференция, диалог, практикум.

В школе, наряду с уроками, функционируют и другие организационные формы (факультатив, кружок, лабораторный практикум, самостоятельная домашняя работа). Существуют и определенные формы контроля: устные и письменные экзамены, контрольная или самостоятельная работа, зачет, тестирование, собеседование.

Особенности школьного урока:

 урок предусматривает реализацию функций обучения в комплексе (образовательной, развивающей и воспитывающей);

 дидактическая структура урока имеет строгую систему построения:

 определенное организационное начало и постановка задач урока;

 актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домашнего задания;

 объяснение нового материала;

 закрепление или повторение изученного на уроке;

 контроль и оценка учебных достижений учащихся в течение урока;

 подведение итогов урока;

 задание на дом;

 содержание урока соответствует образовательному государственному стандарту, учебной программе соответствующей школьной дисциплины в рамках школьного учебного плана;

 каждый урок является звеном в системе уроков;

 урок соответствует основным принципам обучения; в нем учитель применяет определенную систему методов и средств обучения для достижения поставленных целей урока;

 основой построения урока является умелое использование методов, средств обучения, а также сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и учет их индивидуально-психологических особенностей.

Особенности урока обусловлены его целью и местом в целостной системе обучения. Каждый урок занимает определенное место в системе учебного предмета, при изучении конкретной школьной дисциплины.

  • урока воплощает закономерности и логику процесса обучения.

Типы уроков определяются особенностями главных задач, разнообразием содержательно-методической инструментовки и вариативностью способов организации обучения.

1. Комбинированный урок (наиболее распространенный тип урока в практике). Его структура: организационная часть (1-2 мин), проверка до него задания (10-12 мин), изучение нового материала (15-20 мин), закрепление и сопоставление нового с ранее изученным материалом, выполнение практических заданий (10-15 мин), подведение итога урока (5 мин), домашнее задание (2-3 мин).

2. Урок изучения нового материала применим, как правило, в практике обучения старшеклассников. В рамках данного типа проводятся урок-лекция проблемный урок, урок-конференция, киноурок, урок-исследование. Эффективность урока данного типа определяется качеством и уровнем освоения нового учебного материала всеми учениками.

3. Урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков проводится в виде семинара, практикума, экскурсии, самостоятельных работ и лабороторного практикума. Значительную часть времени занимает повторение и закрепление знаний, практическая работа по применению, расширению и углублению знаний, по формированию умений и закреплению навыков.

4. Урок обобщения и систематизации нацелен на системное повторение крупных блоков учебного материала по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предметом в целом. При проведении такого урока учитель ставит перед учениками проблемы, указывает источники получения дополнительной информации, а также типичные задачи и практические упражнения, задания и работы творческого характера. В ходе таких уроков осуществляется проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по нескольким темам, изучаемым на протяжении длительного периода-четверти, полугодия, года обучения.

5. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков предназначен для оценки результатов учения, диагностики уровня обученности учеников, степени готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в различных ситуациях обучения. Он также предполагает внесение изменений в работу педагога с конкретными учениками. Видами таких уроков в школьной практике могут быть устный или письменный опрос, диктант, изложение или самостоятельное решение задач и примеров, выполнение практических работ, зачет, экзамен, самостоятельная или контрольная работа, зачет, тестирование. Все эти виды уроков организуются после изучения крупных тем и разделов учебного предмета. По результатам итогового урока следующее занятие посвящается анализу типичных ошибок, «пробелов» в знаниях, определению дополнительных заданий.

В школьной практике используют и другие типы уроков, такие как урок-соревнование, консультация, взаимообучение, лекция, межпредметный урок, игра.

Лекция. Общий структурный каркас любой лекции — это формулировка темы,сообщение плана и рекомендуемой литературы для самостоятельной работы, а затем — строгое следование плану предложенной работы.

В качестве основных требований к чтению лекции выдвигают:

 

• высокий научный уровень излагаемой информации, имеющей, как правило мировоззренческое значение;

• большой объем четко и плотно систематизированной и методически перера ботанной современной научной информации;

• доказательность и аргументированность высказываемых суждений;

• достаточное количество приводимых убедительных фактов, примеров, тек стов и документов;

• ясность изложения мыслей и активизация мышления слушателей, постанов ка вопросов для самостоятельной работы по обсуждаемым проблемам;

• анализ разных точек зрения на решение поставленных проблем;

• выведение главных мыслей и положений, формулировка выводов;

• разъяснение вводимых терминов и названий; предоставление студентам воз можности слушать, осмысливать и кратко записывать информацию;

• умение установить педагогический контакт с аудиторией; использование ди дактических материалов и технических средств;

• применение основных материалов текста, конспекта, блок-схем, чертежей, таблиц, графиков.

 

Виды лекций

1. Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы по данному курсу. Лектор знакомит студентов с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учеб ных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Дается краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена из вестных ученых, излагаются перспективные направления исследований. На этой лекции высказываются методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также дается анализ учебно-методической литерату ры, рекомендуемой студентами, уточняются сроки и формы отчетности.

2. Лекция-информация. Ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы.

3. Обзорная лекция — это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию. Как правило, стержень изла гаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концепту альная основа всего курса или крупных его разделов.

4. Проблемная лекция. На этой лекции новое знание вводится через проблем-ность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследователь ской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современ ных точек зрения.

5. Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекци онного материала средствами ТСО или аудиовидеотехники. Чтение такой лек ции сводится к развернутому или краткому комментированию просматривае мых визуальных материалов (натуральных объектов — людей в их действиях и поступках, в общении и в разговоре; минералов, реактивов, деталей машин; картин, рисунков, фотографий, слайдов; символических, в виде схем, графов, графиков, моделей).

6. Бинарная лекция — это разновидность чтения лекции в форме двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика, преподавателя и студента).

7. Лекция с заранее запланированными ошибками рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.

8. Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.

9. Лекция-консультация может проходить по разным сценариям. Первый вариант осуществляется по типу «вопросы—ответы». Лектор отвечает в течении лекционного времени на вопросы студентов по всем разделам или всему курсу. Второй вариант такой лекции, представляемой по типу «вопросы—ответы—дискуссия», является трояким сочетанием: изложение новой учебной информации лектором, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы.

В практике высшей школы используются и другие виды лекционной формы обучения.

 

Резюме

Среди большого числа и разнообразия видов организации процесса обучения в школе каждый вид или тип решает определенный набор дидактических задач и выполняет свое назначение. Их разнообразие на практике говорит о творчестве и мастерстве учителей школ, заинтересованных в результативности своей работы.

 

 

Страничка учителя математики Фоломеевой И.В.



Страничка учителя истории и обществознания Тереховой И.Н

Страничка учителя математики и информатики Васильевой Л.В.

Сайт учителя начальных классов Хоружевой И.А.

Страничка учителя информатики Козыревой Ю.Л.

Страничка учителя физической культуры Кочмаревой А.А.


Другое дело



Информационный портал ОБЪЯСНЯЕМ.РФОфициальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России.
РосРегионИнформ — социальная политика субъектов РФ
Мы Вконтакте
Вход на сайт

Корзина
Валюта

Лента активности
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz